Размер шрифта: А A A

Цветовая схема: А A A

Программа воспитания

План воспитательной работы в школе на 2021 - 2022 учебный год

pdf          docx

Программа воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 г.Ставрополя на 2020 - 2025 годы

pdf          docx

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа воспитания МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь на 2020-2025 годы (далее Программа)

Основания для разработки Программы

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.02.2012 г. №273-ФЗ

-Конвенция ООН о правах ребенка

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

-Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

-Проект Примерной программы воспитания, составленной научными сотрудниками РАО

 

Разработчик Программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Ставрополя

Исполнитель Программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Ставрополя

Цель Программы

Личностное развитие школьников, формирование у обучающихся основ российской идентичности, активное участие в социально-значимой деятельности

Задачи Программы

  1. Оптимизация воспитательной работы, ориентированной на конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов.
  2. Развитие детско-взрослых общностей, объединенных общими содержательными событиями.
  3. Укрепление материально-технической базы, ориентированной на организацию комфортной среды.
  4. Повышение квалификации педагогических кадров.
  5. Разработка и внедрение новых моделей и механизмов организации воспитательной работы.
  6. Активное включение обучающихся в воспитательную работу школы.
  7. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
  8. Социализация детей с  ограниченными возможностями здоровья.
  9. Социализация детей из социально незащищённых слоёв населения, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  10. Расширение сетевого взаимодействия.

Сроки реализации Программы

2020-2025 годы

  1. Совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы (2020- 2021годы)
  2. Повышение компетенций педагогического коллектива в области воспитания в рамках профессионального стандарта педагога (2021-2022 годы)
  3. Контроль за формированием и развитием практик реализации программы воспитания (2022-2023 годы)
  4. Практическая деятельность образовательной организации в реализации Программы (2023-2025)

Ожидаемые результаты реализации Программы

  1. Улучшение системы партнерства и сотрудничества с семьями учащихся
  2. Повышение эффективности работы педагогического коллектива по социализации школьника
  3. Повышение интереса классных руководителей к необходимости прохождения курсовой подготовки, участие в конференциях, обучающих семинарах, конкурсах по воспитательной работе
  4. Добиться 100% участия учащихся в коллективных творческих делах
  5. Усовершенствовать работу Зала Воинской Славы
  6. Расширить возможности использования медиапространства
  7. Усовершенствовать систему работы онлайн

 

Пояснительная записка

«Воспитание – есть управление процессом развития личности   через создание благоприятных для этого условий».Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова

Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о правах ребенка, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проектом Примерной программы воспитания, составленной научными сотрудниками РАО.

В центре программы воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 города Ставрополя находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.

Данная программа имеет следующую структуру:

  1. 1.     Особенности организуемого в школе воспитательного процесса;
  2. 2.     Цель и задачи воспитания;
  3. 3.     Виды, формы и содержание деятельности;
  4. 4.     Анализ воспитательного процесса.

 

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

Процесс воспитания в МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
  • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
  • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя являются следующие:

  • стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
  • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
  • педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

 

2. Цели и задачи воспитания

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя – личностное развитие школьников, проявляющееся:

  1. 1.     в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
  2. 2.     в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  3. 3.     в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

 

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1.В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой);
  • уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе, подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогатьнуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт природоохранных дел;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

 

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем инвариативном и вариативном модуле.

 

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
  • открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
  • проводимые  для  жителей  микрорайона  и  организуемые  совместно  с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.

На школьном уровне:

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.
  • капустники- театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы.
  • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу (конкурсы «Класс года», «Активист года», «Успех года»).

На уровне классов:

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 

3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
  • спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
  • реализация проекта «Школьная переменка» - позволяет объединить обучающихся, по интересам, выявление обучающихся, имеющих организаторские способности, распределение поручений в группе единомышленнико;
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – с педагогом-психологом и социальным педагогом.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
  • создание личного портфолио ученика;
  • работа с одаренными детьми, учениками, состоящими на всех видах учёта «группе риска», детьми-инвалидами и ОВЗ;
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • работа ШМО классных руководителей, совещания при директоре, совета по правовому обучению и воспитанию-по плану;
  • проведение конкурса «Самый классный классный» (раз в 2 года);
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников, участие родителей в Совете отцов и совете по правовому обучению и воспитанию;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса и школы;
  • индивидуальное консультирование - по плану педагогов или личном запросе;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

 

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Воспитание   на      занятиях    школьных  курсов       внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

 

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация   школьными         педагогами         МБОУ СОШ № 22 г. Ставрополя воспитательного     потенциала         урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение   на   уроке   интерактивных   форм   работы   учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-организатора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

  • через деятельность выборного Совета лидеров, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через деятельность Совета лидеров, объединяющего командиров классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
  • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
  • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
  • через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе (старшеклассники входят в состав Школьной Службы Примерения  и др.).

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, командиров, лидеров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
  • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

 

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
  • выполнение клятвы при вступлении в объединения;
  • клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий;
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
  • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.

По инициативе администраци школы и Совета лидеров созданы  следующие школьные детские общественные объединения:

  1. 1.     Детское общественное объединение «Я-Ставрополец»;
  2. 2.     Школьное самоуправление;
  3. 3.     Волонтёрское движение «Вита»;
  4. 4.     Военно-патриотическое движение «Юнармия»;
  5. 5.     Отряд Юных Инспекторов Дорожного Движения «Светофор»
  6. 6.     Объединение «Эскадрон»;
  7. 7.     Объединение «Огнеборцы».

 

Модуль 3.7. «Волонтерство»

Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Волонтёрская деятельность осуществляеться через волонтёрское движение «Вита».

В МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя действует повседневное волонтерство, которое предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение, развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

На уровне школы:

  • участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;
  • участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
  • участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками);
  • участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в качестве ведущих, выступающих, дежурных.
  • участие обучающихся из волонтерского движения «Вита» в подготовке и проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников детских садов и младших классов, социальных партнёров;
  • участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение листовок, буклетов и т.п.;
  • посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне школы: уборка дворовых территорий, помощь по хозяйству;
  • привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы, в помощи по благоустройству территории данных учреждений: участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся, благотворительная помощь  животным в рамках акции «Новый год с хвостиком»;
  • участие обучающихся в работе на пришкольном участке во время проведения акций и летняя практика.

 

Модуль 3.8. «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
  • литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
  • поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения останков погибших советских воинов;
  • многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой).
  • турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету.

 

3.9. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего: классные часы в рамках превентивной программы «Полезный выбор»;
  • профориентационные игры: профориентационные игры Н.В. Пряжникова, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия города Лакинска, Собинского района и Владимирской области, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования:онлайн тестирование на платформе «За собой»;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: проект «Молодые профессионалы», проект «Билет в будущее». Просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
  • индивидуальные консультации педагога-психолога и социального педагога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
  • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

 

3.10. Модуль «Школьные и социальные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
  • школьная газета, на страницах которой организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
  • школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
  • школьная интернет-группа по воспитательной работе в ВК - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
  • официальный сайт школы, через который происходит информирование детской, родительской и педагогической общественности;
  • освещение результативности участия в общешкольных ключевых делах осуществляется в каждом классе через классный уголок;
  • совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных стендов в школе и классах;
  • участие школьников в различных конкурсах школьных медиа.

 

3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

  • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе: выставки рисунков, фотоотчеты о мероприятиях, стенгазеты к праздникам;
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
  • создание и поддержание в рабочем состоянии в коридоре школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
  • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов);
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

 3.12. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • Совет школы и Совет отцов, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;
  • классные родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
  • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
  • проведение семейных конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Семья года»;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников (4 раза в год);
  • родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь   со   стороны   родителей   в   подготовке   и   проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей – по плану педагога или запросу родителей.

 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе  которого осуществляется  данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно-насыщенной и личностно-развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом школьного ученического самоуправления и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
  • качеством реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
  • качеством существующего в школе ученического самоуправления;
  • качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
  • качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
  • качеством профориентационной работы школы;
  • качеством работы школьных медиа;
  • качеством организации предметно-эстетической среды школы;
  • качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

План мероприятий в МБОУ СОШ №22

Внеурочная деятельность и дополнительное образование

Название кружка, секции

Ф.И.О. руководителя

Класс

Вокальная студия «Амадеус»

Архакова Анна Александровна

5 -11

 Игра на барабане

Мирзоян Юрий Амбросумович

3 – 9

Театральная студия

Чайка Оксана Руслановна

1-10

Школа экскурсоводов

Задорожная Инна Васильевна

7-8

Родной край. Страницы истории и культуры

Пономарева Альбина Михайловна

2-4

«Я - Ставрополец»

Кузовкина Ольга Владимировна

5

Футбол

Рычагов Иван Викторович

5-7

Волейбол

Рычагов Иван Викторович

10-11

Бадминтон

Михайлов Роман Викторович

1-4

ОФП

Осипов Вячеслав Владимирович

1-2

Шахматы

Птиченко Оксана Александровна, Коваль Сергей Анатольевич

1-8

Ритмическая гимнастика

Евсеева Елена Николаевна

1-4

Тхэнквандо

Хачатурян Гарик Армаисович

1-10

Юная смена ГИБДД

Добровлянина Ольга Вячеславна

5

Отряд «Эскадрон»

Задорожная Инна Васильевна

6

Кружок «Юнармеец»

Мельников Юрий Владимирович

8-9

Юнармейский отряд

Мельников Юрий Владимирович

7-11

Кружок «Книгочей»

Задорожная Инна Васильевна

1-4

Школа журналистов

Конистратенко Анастасия Алексеевна

5-11

Объединение «Здоровое поколение

Кудрина Юля Александровна

5-8

Клуб «Глобус»

Тарасова Елена Васильевна

1-11

Волонтерский отряд

Ткачева Екатерина Николаевна

5-8

ДЮП

Птиченко Оксана Александровна

6

ЮИД

Нещадимова Варвара Николаевна

4, 5

Отряд «Милосердие»

Сопнева Светлана Владимировна

7

Организация эффективного ученического самоуправления в МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя

Сроки исполнения

Мероприятия

Ответственные

 

Сентябрь

Выборы президента УСУ выборы органов ученического самоуправления.

 

Зам. директора по ВР

Участие актива лидеров ученического самоуправления в Школе актива учащейся молодежи Ставропольского края

Зам. директора по ВР

 

Октябрь

День самоуправления

Зам. директора по ВР

Ноябрь

Участие в краевом Президентском форуме ученического самоуправления

Зам. директора по ВР

Декабрь

Участие в слете Добровольцев

Зам. директора по ВР

Март

Проведение круглого стола по обмену опытом между школами микрорайона

Зам. директора по ВР

Апрель

Форум УСУ школы

Президент

По графику проведения конкурсов

Участие актива лидеров ученического самоуправления и детских объединений в конкурсах «Лидер», «Лидер ученического самоуправления»

Зам. директора по ВР

Участие во Всероссийском конкурсе общеобразовательных организаций, развивающих ученическое самоуправление

Зам. директора по ВР

Организация школьных мероприятий

Совет УСУ

Постоянно

Освещение деятельности органов ученического самоуправления на сайте школы, в социальных сетях

Медиагруппа

Формирование и работа классных активов

Классные руководители

Работа актива по направлениям школы

Президент

Еженедельно

Заседание совета УСУ

Президент

 

Работа с родителями МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя

Месяц

Содержание работы

Ответственные

В течение года

1. Беседы членов родительского комитета с родителями, не обеспечивающими контроль за своими детьми.

2. Контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима в школе, за организацией питания школьников, медицинского обслуживания.

3. Работа с семьями, находящимися в СОП.

Администрация, классные руководители, родительский комитет

Сентябрь

I заседание родительского комитета

Тема: Основные направления работы общешкольного родительского комитета в 2020/2021 учебном году

1. Основные направления деятельности родительского комитета в соответствии с законом РФ, Уставом общеобразовательного учреждения и Положением об общешкольном родительском комитете.

2. Утверждение плана работы родительского комитета школы.

3. Выборы председателя и секретаря родительского комитета школы.

4. Выборы родителей в состав Совета профилактики.

5. Беседа «Обеспечение личной безопасности учащихся». Профилактика дорожно-танспортного травматизма.

6. Мероприятия 1,2 четверти, участие родительской общественности.

 

Зам. директора по ВР

Январь

II заседание родительского комитета

Тема: Роль общешкольного родительского комитета в профилактике противоправных действий

1. Подготовка к общешкольному родительскому собранию «Влияние семьи, школы, социума на формирование личности. Профилактика правонарушений, предупреждение асоциального поведения».

2. Беседа «Детская агрессия, как с ней справиться?».

3. Организация досуговой деятельности обучающихся.Помощь в проведении общешкольных мероприятий 3 четверти.

Зам. директора по ВР

Март

III заседание родительского комитета

Тема: О совместной работе школы и семьи по созданию здоровьесберегающего пространства. Профориентация подростков.

1. Привлечение родителей к оказанию практической помощи в проведении классных и общешкольных внеклассных мероприятий, соревнований «Мама, папа и я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.

2. Летняя оздоровительная кампания.

3. Привлечение родителей к проведению бесед по классам о своих профессиях. Круглый стол для учащихся 9-11 классов с участием родителей «Моя будущая профессия – мой осознанный выбор».

4. Мероприятия 4 четверти, участие родительской общественности.

Зам. директора по ВР

Май

IV заседание родительского комитета

Тема: Пропаганда позитивного опыта семейно-педагогического воспитания. Подведение итогов работы общешкольного родительского комитета

1. Анализ работы общешкольного родительского комитета за 2020/2021 учебный год

2. Подготовка к проведению Последних звонков для учащихся 4-х, 9-х, 11-х классов и выпускных вечеров для 9-х, 11-х классов.

3. Отчет о работе секторов по осуществлению контроля за питанием, медицинским обслуживанием, безопасностью обучающихся, культурно-массовой деятельностью.

4. Мониторинг «Уровень удовлетворенности родителей работой школы».

5. Планирование работы родительского комитета школы на 2021/2022 учебный год

 

 

 

Циклограмма работы классного руководителя в МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя

ЕЖЕДНЕВНО:

1. Организация встречи и ухода детей домой.

2. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

3. Организация питания учащихся.

4. Организация дежурства в классном кабинете.

5. Индивидуальная работа с учащимися.

6. Взаимодействие со специалистами школы.

 

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение классного часа,  мероприятий в классе ( по плану).

3. Работа с родителями (по ситуации).

4. Работа с учителями-предметниками ( по ситуации).

5. Встреча со школьным врачом по справкам о болезни учащихся.

6. Работа с активом класса.

7. Работа со школьной документацией.

8. Посещение семей учащихся (по необходимости)

 

КАЖДЫЙ МЕСЯЦ:

1. Посещение уроков в своем классе.

2. Консультации у школьного психолога.

3. Встреча с родительским активом.

4. Совещание по планированию работы (по графику).

 

ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ:

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Совещание классных руководителей.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

4. Проведение родительского собрания.

5. Участие в работе МО классных руководителей.

 

ОДИН РАЗ В ГОД.

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.

4. Статистические данные класса.

5. Организация практики и летнего отдыха учащихся.

 

 

Ключевые общешкольные дела

Ключевые общешкольные дела

 

 

Мероприятия

Классы

Ответственные

сентябрь

День Знаний

1-11

Классные руководители

День солидарности в борьбе

с терроризмом

1-11

Классные руководители

Неделя безопасности

1-11

Классные руководители

Международный день

грамотности

1-11

Классные руководители

октябрь

День гражданской обороны

1-11

Классные руководители

Международный день учителя

1-11

Классные руководители

День интернета. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

1-11

Классные руководители

ноябрь

День народного единства

1-11

Классные руководители

Международный день толерантности

1-11

Классные руководители

День матери

1-11

Классные руководители

декабрь

День неизвестного Солдата

1-11

Классные руководители

Всероссийская акция «Час кода»

1-11

Классные руководители

январь

День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (1944)

1-11

Классные руководители

Международный день памяти жертв Холокоста

1-11

Классные руководители

февраль

День российской науки

1-11

Классные руководители

День памяти воинов интернационалистов

1-11

Классные руководители

Международный день родного языка

1-11

Классные руководители

День защитника Отечества

1-11

Классные руководители

март

Международный женский день

1-11

Классные руководители

День воссоединения Крыма с Россией

1-11

Классные руководители

Всероссийская неделя детской и юношеской книги

1-11

Классные руководители

апрель

Всемирный День здоровья

1-11

Классные руководители

День космонавтики

1-11

Классные руководители

День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ

1-11

Классные руководители

май

День Победы советского народа в ВОВ 1941-1945

1-11

Классные руководители

День славянской письменности и культуры

1-11

Классные руководители

Единая коллекция ЦОР Единое окно доступа к образовательным ресурсам Официальный информационный портал ЕГЭ Федеральный центр ЭОР Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Министерство образования и науки Российской Федерации Сайт Президента России Российское образование Официальный сайт администрации города Ставрополя Федеральный институт педагогических измерений